Такая последовательность тем позволяет при изучении размножения растений опираться на более доступные вопросы размножения животных.
4. «Половое размножение растений».
3. «Половое размножение животных».
2. «Вегетативное размножение растений».
1. «Виды размножений. Бесполое размножение».
В 6-м классе тема «Размножение» включает в себя следующие уроки.
В дальнейшем общебиологические понятия концентрируются при изучении многообразия живого в 7-м классе, человека в 8-м классе, а в 9-м классе обобщаются уже на более высоком уровне в курсе «Общие закономерности живого». Все это позволяет целенаправленно развивать мышление. Важно и то, что у учащихся при реализации этого курса не только формируется система знаний о биологических процессах и явлениях, но и развиваются такие умения и навыки, как способность сравнивать, анализировать, выделять главное.
Данный подход к изучению вопросов размножения растений заимствован из авторской программы Н.И. Сонина, которая по структуре принципиально отличается от других программ: вместо последовательного изучения ботаники, зоологии, биологии человека в 6-м классе рассматриваются основные свойства живых организмов, а в 7-м классе таксономическое разнообразие царств живой природы, т.е. систематика. При таком построении курса в первый год обучения (6-й класс) вводятся основные биологические понятия: отличительные признаки живого, уровни организации органического мира, взаимосвязь организма и среды. Это позволяет концентрировать вокруг них специальные понятия и рассматривать фактический материал как частный случай общих закономерностей.
Что может сделать учитель, чтобы не произошло путаницы понятий, чтобы каждый последующий урок работал на формирование системы знаний о размножении растений, а главное, чтобы курс биологии был логичным и интересным для ребенка? Предлагаемый подход к изучению вопросов размножения растений реализован в разобранных ниже фрагментах уроков. Эти примеры помогут отказаться от бесконечного рассказа учителя при объяснении нового материала, включить учащихся в активный процесс добывания знаний, используя обычные методы фронтальной работы.
Весь материал изложен доступно, но, к сожалению, не работает на развитие ученика и превращает биологию в описательную науку, не показывая ее логической красоты и внутренних взаимосвязей. В этой череде параграфов материал каждого последующего может вытеснить из головы ребенка ранее попавшие туда знания: избыток информации начинает мешать восприятию новой информации.
В этом тексте все понятно и просто, но, к сожалению, совершенно не ясно, что следует из описанных особенностей размножения хламидомонады. Затем в учебнике последовательно излагается размножение спирогиры, улотрикса, сфагнума, кукушкина льна, папоротника, голосеменных растений на примере сосны, а завершается это размножением покрытосеменных растений.
«Летом при благоприятных условиях жизни хламидомонада быстро размножается делением: материнская клетка образует 2, 4, а иногда 8 двужгутиковых зооспор. Зооспоры растут и достигают величины материнской клетки. Затем опять делятся. При похолодании или пересыхании водоемов и других неблагоприятных условиях у хламидомонады образуются двужгутиковые половые клетки гаметы. Выйдя из материнской оболочки, гаметы сливаются попарно образуются зиготы. Они покрываются толстой оболочкой и зимуют. Весной зигота делится, в результате чего образуются 4 клетки молодые особи».
Приведу пример из учебника одной из авторских линий концентрического курса биологии (наиболее, на мой взгляд, удачной). Он касается размножения хламидомонады.
Можно было бы сказать, что эта статья посвящена просто методике тем курса биологии, касающихся вопросов размножения растений. На самом деле это не совсем так.
Педагогический марафон 2009
Методическая разработка
Размножение растений
О. С. Дмитриева ,учитель биологии школы 1934, г. Москва
Размножение растений | Газета «Биология» 12/2009
Дмитриева О. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий